Влияние церкви на семейную жизнь

Читая поэму «Гексамерон» можно ясно понять, что высшее духовенство датской церкви, в том числе и архиепископ Андерс Сунесен, предпринимали серьезные попытки, что бы оказывать значительное влияние на семейную жизнь датчан. Церковь вмешивалась в сексуальную жизнь людей и требовала отчета о ней перед священником. Объяснялось это тем, что брак, освещенный этим институтом власти, должен соответствовать всем церковным требованиям. Они заключались в том, что брачные отношения должны быть добровольными, моногамными и нерасторжимыми. Церковь, в лице духовенства, утверждала, что семья - это основа общества, и она должна строиться на взаимной любви мужчины и женщины. В глазах церкви особую ценность семьи составляют дети, к которым родители должны относиться с любовью и заботой. Причем, церковь выдвигала семейные отношения на первый план, делая их более приоритетными, чем родовые. Хотя на ранних этапах существования обитателей датских королевств род в их жизни играл более существенную роль, чем семья. При нарушении семейных заповедей, пропагандируемых священнослужителями, виновные держали ответ перед церковным судом.

Церковь требовала, что бы женщина вступала в брачные отношения без принуждения со стороны своих родственников. Если же после смерти первого мужа, супруга желает сохранить ему верность, то она может остаться вдовой до конца своей жизни и, при этом, завещать все или часть своего имущества церкви.

Сложившиеся в Средневековье представления о семье и об ее роли в обществе, христианская церковь донесла до наших времен в мало измененном виде.

А в тот далекий временной отрезок, подобное вторжение в личную жизнь людей и изменение положения о правонаследовании встречало серьезное сопротивление с их стороны. Особое недовольство наследники высказывали по поводу, введенного церковью закона, согласно которого умершие люди имели право оставлять свое имущество храмам, молящихся о спасении их душ. Поэтому, в Дании XII столетия существовало много судебных разбирательств, в ходе которых родственники умерших пытались оспорить оставленные ими подобные завещания.

Церковь, конечно же, не могла допустить изменений в законодательстве страны, которые уменьшили бы количество получаемых ею даров в результате наследования имущества своих прихожан. Поэтому между нею и знатными датскими родами возникли неразрешимые противоречия.

Трудно не признать, что соответствующие изменения в законодательство в вопросах, касающихся прав наследования, церковью были внесены с целью собственного обогащения. В то же время нельзя не признать той огромной роли, которую играл этот институт власти в воспитании нравственных чувств, несвойственных суровым, воинственным викингам.

Вмешиваясь в эмоциональную и личную жизнь датчан, несмотря на существующее сопротивление с их стороны, церковь, начинала все больше и больше властвовать над их душами. Подобного влияния раньше не имела ни одна власть, в том числе и королевская.