Столкновения старого и нового

Столкновение двух эпох – старой и новой всегда является травматичным для любого общества, которое попеременно встает то на одну, то на другую сторону. Так король Харальд Хен (1076— 1080) пришел к власти только благодаря тому, что обещал своим избирателям, что за время его правления не будет проведено никаких реформ и издано новых законов. А его приемник, пришедший к власти несколькими годами позже - Кнуд Святой (1080 — 1086) напротив, отличался большой тягой к переменам и даже ввел новый налог. Стоит отметить, что эти нововведения не были по достоинству оценены датчанами. Последние подняли мятеж, в результате которого король погиб.

Стоит отметить, что помимо работы над нововведениями, у королей существовало множество старых, но по-прежнему неразрешенных проблем, например, вопрос содержания флота. В соответствии со свидетельствами Саксона и Эльнота, капитанам кораблей, находившихся в плавании, приходилось брать на себя полое обеспечение команды продовольствием. Для этого они были вынуждены заниматься пиратством и мародерством. Естественно, это было весьма рискованно и флот постоянно был недоволен, находясь на грани мятежа. Однако, именно восстаний опасались датские короли, так как волна возмущения могла быстро докатится до аристократической среды.

Данное развитие событий для правящей династии было крайне нежелательным. Дело в том, что вся аристократия в те времена была расколота на два лагеря. Один из них поддерживал все действия правящей «верхушки», а другой, высказывал всяческий протест. При смене монарха, точки зрения аристократии зачастую менялись.

О данном факте достаточно ярко свидетельствует историческая хроника. Так Роскилльская хроника весьма лестно отзывается о действиях монарха, считая произведенные ими реформы крайне удачными, а Саксон Граммати, напротив утверждает, что он был крайне бездарным правителем. Так же в истории можно найти более абсурдные примеры: пятилетний голод в Дании при правлении Олафа Голода (1086 — 1095) историки объясняют исключительно неурожайными годами. А, вот, Эрику Доброму (1095— 1103) повезло меньше. Летописцы вынесли вердикт, что он придумывал совершенно глупые законы, хотя во времена его правления страна жила на удивление сыто и спокойно.

Так же разные точки зрения складывались относительно того, каким образом король должен приходить к власти. Архиепископ Ассер утверждал, что власти достойны только те, предки которых долго и добросовестно трудились на благо отчизне. А вот, его оппонент Нильс говорил, что королем человек становится благодаря милости и проведению Бога.

Данные столкновения старого и новых веяний будоражили страну несколько десятилетий, однако не приводили к каким либо серьезным стычкам и оканчивались, как правило, незначительными конфликтами.