Миссионерство и экономические идеи

В настоящее время сложно судить действительно ли архиепископство Северной Германии заботилось о том, что бы разбойные племена данов хоть отчасти посвятить и наставить на истинный путь, или их в большей степени привлекала десятина, которую христиане обязаны были платить церкви. От постоянных податей в виде налога не отказывались и владыки датских народов, которые до этого использовали в качестве средства для обогащения походы варягов на другие европейские страны. Однако, этот вариант получения наживы был не очень выгоден для короля, потому, что варяги находились на государственной службе и за это им причиталось некоторое жалованье. Кроме того, грабительская натура варягов была известна во всей Европе, и от нее нередко страдали подданные короля, на услужении у которого находились эти морские разбойники.

Владыку данов не устраивало и то обстоятельство, что варяги забирали все у своих жертв, и проходило немало лет, прежде, чем они поправляли свое материальное положение и можно было совершать новые набеги на страны, в которых побывали эти жадные морские разбойники.

Система налогов, введенная в XI веке в странах Запада, была более эффективной и прогрессивной. Поскольку, при этом не забирались основные средства производства, не разрушались дома, хозяйственные постройки, не сжигались пастбища, как это делалось при разбойных нападениях, то их владельцы не лишались возможности работать, и спустя год, вновь были в состоянии заплатить новую дань своему господину.

Подобная экономическая система, действующая в странах Западной Европы, была привлекательной и для королей данов, которые с большой охотой становились христианами, подавая тем самым пример своим подданным.

Однако жители датских королевств не спешили расставаться со своими доходами, хотя к ним, как и к другим европейским народам, было применено испытанное средство воздействия. По словам Адама Бременского обращение в христианство проходило в 4 этапа.

На первом из них язычников побеждали с использованием военной силы. Эта операция проводилась при поддержке князя, принявшего христианство. После этого, церковь молилась за язычников, потерпевших поражение. На следующем этапе происходило крещение идолопоклонников, а на последнем они добровольно соглашались платить дань храму.